Новости
11 августа 2017, 03:49

В «круиз» с двумя баржами

Юрий БЕЛОУСОВ, Новосибирск — Томская область

Бытует мнение: речной флот в упадке. Это отчасти верно — в отно­шении пассажирских перевозок. А вот суда с грузами по реке ходят. Как живет экипаж речного судна сегодня, я решил узнать из небольшого путешествия по Оби. На РТ-668 (речной толкач) перехожу с баржи, которая, в свою очередь, пришвартована к плавкрану. Удобных пассажирских трапов здесь нет. Погрузка не прекращается ни на минуту, вообще работа в навигацию идет и ночью. Не упустить глубины — сверхзадача каждого экипажа. В прошлую навигацию теплоход Виктора Викторовича Орехова сделал семь рейсов, это очень хороший показатель, если учитывать, что среднее время рейса — дней 20. В этом году он не прочь перекрыть результат навигации-2016.

Капитан — сменный механик теплохода РТ-668 Виктор Орехов

Ночь. Пока река спит, теплоход, как челнок, таскает баржи с места на место: погрузка закончилась, одну отвел, другую поставил. Экипаж работает по четкому графику. Кто-то отдыхает, кто-то на вахте… Теплоход маневрирует беззвучно, как хорошая иномарка, хотя его двигатели отслужили по два срока и фрагменты подводной части корпуса меняли не раз. Новых кораблей речники после развала СССР не получали, старые служат лет по 30–40. — Когда выходим? — спрашиваю капитана. — Сразу после погрузки, если тумана не будет, ­— отвечает Виктор Викторович. — Думаю, часа в четыре утра. А сейчас два часа ночи. Тьма кромешная. Отправляемся с капитаном на камбуз попить кофе. Виктор Викторович предлагает заодно и позавтракать. Говорю: «Ну что вы! Ночь. Вредно». Задумчиво беру ложку и… незаметно для себя съедаю приличную порцию раннего завтрака — котлету с гречкой. В экипаж зачислен… медведь Моряки военных кораблей, особенно английских, часто демонстрировали перед кинокамерами репортеров своих любимцев. На одном из кадров — как Уинстону Черчиллю кота вручили. А как у речников ситуация с братьями меньшими? — Собак «зачисляют» в экипаж. Котов не встречал, — вспоминает капитан. — А вот когда молодым был, ходили мы на пароходах на севера, в экипажах часто медвежата встречались. Ребята их либо купят, либо подберут на берегах таежных рек. Правда, когда мишка подрастет, надо куда-то пристраивать. Но чтобы плохо обошлись c подросшим любимцем — такого не помню. Обычно медведя отдавали в Новосибирский цирк. Эх, жалко, ни камеры, ни фотоаппарата на пароходе тогда не было. Помню, отрезал себе внушительную краюху хлеба с маслом, сел на корме, закатом любуюсь. Тут наш медвежонок прискакал. Вот так и сидели рядышком, бутерброд трескали. Ему кусок, мне кусок. А закат красивый. Идиллия...

Новобибеевский карьер (одно из подразделений Новосибирского карьероуправления. — Прим. ред.) только за прошлый год отправил по Оби более 487 тысяч тонн щебня, с 1999 года — более 3,5 миллиона тонн

«Большой Сосновский сверху» Капитан не ошибся ни на минуту. После виртуозного разворота «на пятке» ровно в четыре часа утра РТ-668 взял курс на север. Поспать толком ночью мне не удалось. Выход в рейс увидел, но шестичасовую вахту не осилил и в пять утра дезертировал из рубки в предоставленную мне каюту. Недолгий сон. Поднимаюсь в рубку. Капитан говорит в микрофон: — Большой Сосновский сверху 668-м составом. Это значит, что на перекат Большой Сосновский входит РТ-668 с баржами. Идет вниз по течению. У него преимущество, ведь остановиться составу практически невозможно. Поэтому суда, идущие снизу, должны уступить дорогу, подождать. А перекат лимитирующий, у него есть ограничения по ширине и глубине. Двум судам не разойтись. А, например, Степановский перекат рекомендуется проходить вообще с одной баржей. Но капитаны этого не делают, так как не хотят терять сутки. Виртуозы. Виктор Викторович Орехов показывает на различные узоры на воде: то завихрения, то мелкую рябь… Оказывается, по ним можно определить очертания переката, глубину и даже состав грунта. Опыт! Несмотря на электронику, которая облегчает жизнь экипажу, чутье выручает почти всегда.\

Повар Ирина Орехова

Шашлык жарим на барже! Не слышал, чтобы поваров на речных судах называли коками. Но, думаю, повар РТ-668 Ирина Орехова любому морскому коку даст сто очков вперед. Баловать экипаж вкусностями — ее сверхзадача. Экипаж полгода живет прямо на работе, и вкусная еда — то, что улучшает настроение. — Учитывать приходится все, — говорит Ирина. — От возможности подкупить в рейсе провизию до уровня аппетита. Сейчас в команде молодые ребята, они иногда в свободное время предпочитают выспаться. На флоте много ночной работы. А уж поесть для них — на втором месте. Голодными не останутся. Но мне хочется, чтобы они пообедали с пылу с жару. Приходится балансировать! Атмосфера на камбузе домашняя. Нет четкого расписания: в 8 часов — завтрак, в 13 — обед… Захотел есть — пришел, поел. Готовит Ирина рассольник, уху, солянку, окрошку… Пироги с учетом вкусов каждого: кто-то с капустой предпочитает, кто-то с картошкой. Главное, чтобы ничего не оставалось, съедалось свежим. — Честно скажу, на судне мы питаемся лучше, чем дома. Дома я налепила пельменей или сварила борщ — что-то одно, вот вам и меню. На судне выбор блюд шире. А если день рождения в экипаже и судно в рейсе, можем организовать шашлык на барже.

Моя каюта

Поймать «недоловимое» Вообще, на неискушенный взгляд быт речников организован неплохо: душ, прачечная, телевизор, книги… Все это есть на борту. Мобильная связь временами пропадает. Мы приближаемся к последнему мосту через Обь в Томской области, теперь до океана мостов не будет. Здесь меня ожидает высадка на берег. Кстати, разрекламированный речной круиз Новосибирск — Салехард со средней ценой билета свыше 100 тысяч рублей у большинства сибиряков вызывает усмешку, а вот иностранцам экзотическое плавание и шашлыки на берегу пришлись по душе. И понять их можно. Путешествие по реке — мечта многих, возможность поймать «недоловимое» — уже из другой сферы. Вот только цена! А капитаны смеются: мы каждый день в таком круизе, да еще зарплату получаем. И добавляют, что в этой шутке лишь доля шутки. Со всеми трудностями работы — хроническим недосыпанием, стрессами, сезонностью, оторванностью от дома — их мирит любовь к реке, своим судам. ФАКТ Стоимость двухнедельного речного круиза Новосибирск — Салехард составляет от 79 до 503 тысяч рублей, в зависимости от класса каюты.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg