Новости
17 мая 2018, 15:32

Бренд атакует

Новосибирские подростки втянулись в буллинг-игру, когда гонениям подвергаются сверстники в «неправильной» одежде.

Российские социологи и психологи озабочены: современные подростки вновь нашли себе «забаву» — теперь обструкции подвергаются те, кто носит «реплики» известных брендов китайского происхождения. «Поясни за шмот» — на сленге означает следующее: объясни, почему ты носишь то, что на тебе надето, а если не сможешь, то ты аутсайдер. «Ведомости» вместе с экспертами попытались выяснить: играют ли в «поясни за шмот» в Новосибирске и кто стоит за этими играми?

Кэжуалы и офники

Савелий, 15 лет, гимназия №10, соцсеть «ВКонтакте»: «К нам эта тема пришла из Москвы. Там офники (околофутбольные фанаты — прим. ред. ) гоняли подростков, которые одевались в определённые бренды. Ну, это парки фирмы NAPAPIJRI, футболки Stone island, джинсы от Гоши Рубчинского, камуфляж разный. В Новосибирске с футболом не очень, поэтому у нас теперь кэжуалы (любители брендов — прим. ред. ) наезжают на тех, кто носит «паль» («реплики», то есть подделки известных брендов — прим. ред. ). Мне это по барабану, я боксом занимаюсь, и родители мне нормальный шмот покупают».

В соцсети «ВКонтакте» есть группа «Новосибирский кэжуал», в которой 28 000 подписчиков. Жизнь в группе поддерживают несколько администраторов, которые старательно играют роль фэшн-блогеров и репостят ссылки на интернет-магазины, где «всё на стиле, дружок». Но в основном группа занимается обычным буллингом — кэжуалы выкладывают фотки своих одноклассников, а потом с остервенением ведущих «Снимите это немедленно!» разбирают их внешний вид. На взгляд человека, далёкого от мира подростковой моды, все участники группы и их «жертвы» одеты одинаково: чёрные джинсы, кроссовки, кепки и толстовки — без гендерных различий.

— Одежда определённых брендов — это их позывной сигнал, — вводит в тонкости подростковой субкультуры продавец-консультант концептуального проекта «OVERKILL» Денис Байцеров. — Они так считывают «своих». Вот в ваше время считывали «своего» по джинсам Levis, сейчас по кроссовкам VANS и кедам Fred Perry. Я этих кэжуалов, которые сюда приводят своих родителей, чтобы вытрясти из них новый шмот, каждый день вижу. Другое дело, что они не понимают, что все их тенденции навязываются им умными маркетологами известных брендов. Когда нашему проекту нужно свалить партию кед CONVERSE, мы тоже начинаем работать с целевой аудиторией вашего возраста: кеды — это продлённая молодость, это традиции и так далее. В итоге к нам приходят дяди и тёти и раскупают кеды оптом. Вот и с кэжуалами хорошо работают.

Каждый день в группе «Новосибирский кэжуал» прибавляются участники и «жертвы», которым предъявляют «пояснить за шмот». Больше всего достаётся ребятам с Затулинки, которые ходят в одежде «гопник а-ля 90-е», но предъявлять им в реале никто не и собирается — кэжуалы предпочитают глумиться в безопасном интернет-пространстве. Одно дело фотку обсуждать и совсем другое — подойти к такому пацанчику и спросить его, почему кроссовки он купил на рынке, а не в брендовом магазине.

Новосибирский антрополог и кандидат исторических наук Олег Тахтаев считает, что «поясни за шмот» — это современная молодёжная игра, которая сводится только к риторическому вопросу. И в большинстве случаев никакого криминального наполнения, как это расписывают российские СМИ, она не имеет, — обсуждается одежда и только.

— Дети выясняют, какая одежда на них: реальной фирмы или «реплика», — говорит Олег Владимирович. — Это такие игрища. Началось всё, конечно, от движения скинхедов в Великобритании, которые носили подвёрнутые джинсы, что означало у них готовность к драке. И поэтому за такой стиль можно было схлопотать, если ты не скинхед. А сейчас в Новосибирске в подвёрнутых джинсах даже зимой ходят. Пример того, как признак определённой субкультуры вышел в народ. Но за подвёрнутые джинсы в Москве, точно знаю, до сих пор спрашивают. Такие «молодёжные войны» в России не новость. В Новосибирске, в моё детство, левый берег систематически дрался с правым, а в Центральный парк приезжали пацаны с Сухого лога, чтобы навесить мажорам из центра. И «свои», опять-таки, считывались по одежде. Как на войне.

Олег Тахтаев рассказывает, что в Великобритании существует понятие «chav» — это пацан-гопник с окраин. Так вот, английские гопники носят треники Adidas и что-нибудь от Burberry — шарфик или кепку. Поэтому в подростковой среде, как во всякой субкультуре, определённые бренды всегда будут подаваться как культовые, с учётом веяний моды.

Для повышения продаж маркетологи и пиарщики манипулируют уязвимыми подростками.

«Свой» в стае

Анастасия, 16 лет, гимназия №1, социальная сеть «ВКонтакте»: «У многих в классе обеспеченные родители. Они и одеваются не в масс-маркет, а в брендовые шмоты. Все на пафосе. Есть не очень обеспеченные, некоторые даже Bershka не могут осилить. Вот им иногда достаётся. Особенно когда они в новом шмоте приходят, все сразу обсуждают. Могут спросить, чё за “паль” на тебе? Я в стороне от всего этого. Но неприятно бывает. Я специально в группу вступила, чтобы в курсе быть и, если что, ответить».

При ближайшем знакомстве администраторы группы «Новосибирский кэжуал» оказались засекречены, как агенты 007. На все вопросы отвечает бот, админы со своей паствой общаются только с помощью рекламы, но время от времени разогревают публику очередной фотой «лоха», который одет в «паль». Публика начинает грызть «жертву» в неправильной одежде. Когда грызня набирает приличное число участников, админы кидают в обсуждения что-то из серии «правильный магаз для правильных» и ссылку: мол, торопитесь, распродажа.

Наш эксперт маркетолог Оля Макухина считает, что игра «Поясни за шмот» запущена в России как коммерческий проект, занимающийся продажами брендовой одежды.

— Это PR-проект конкректных людей, — убеждена она. — Они поймали волну, существующую в обществе ещё со времён разных стиляг, когда одежда идентифицирует принадлежность к какой-то социальной группе. Использовали агрессивность футбольных фанатов и скинхедов, которые за неправильные подтяжки убить готовы, и прибавили к ней желание подростка быть «своим» в стае. Вот и получился коммерческий проект «Поясни за шмот». А чем больше в СМИ вбрасываются новости, что где-то злые кэжуалы побили подростка за неправильную толстовку, тем выше продажи правильных толстовок. У подростка ведь не стоят фильтры в голове, он не умеет информацию отсеивать, он не понимает, что им манипулируют. Аналоги группы «Новосибирский кэжуал» есть во всех российских городах, и мы понимаем масштабы этого злого проекта.

Светлана Васильченко, психолог под­рост­кового центра «Сильная Личность», считает, что внешний вид для подростка — очень важен, поскольку через одежду он пытается понять себя, это уже вопрос самоидентификации. В этот период родители перестают быть для него авторитетом — он ищет себя через своих сверстников. На этой особенности, подкреплённой гормональным бунтом, и играют умные люди, делающие свой бизнес.

— Сейчас гендерная грань стёрта, поэтому мальчики и девочки часто демонстрируют себя миру через агрессию, — убеждена психолог. — Общество разделяется на два полюса: «крутой» — «не крутой». Мы живём в эпоху потребления, чему вы удивляетесь: что дорогая одежда и гаджеты становятся значимыми для ребёнка? И что он в силу своего эгоизма может использовать это, чтобы унизить своего сверстника? А если ему ещё 24 часа в сутки промывают в соцсетях мозги «эта одежда правильная, а эта — нет», что он должен делать? В библиотеку записаться?

Светлана Николаевна уверена: в этом возрасте надо дать подростку немного свободы — уйти с пути нравоучений, а попытаться вникнуть в его интересы. Если позволяют средства, можно дать ему возможность выбирать одежду самому, но с финансовыми ограничениями. Мол, за 6 тысяч можно, а за 8 уже перебор. Если ребёнок говорит, что «это он не наденет, потому что засмеют», психолог рекомендует родителям выяснить, что происходит в школе: возможно, там ситуация буллинга. И если таковая действительно есть, родитель должен вмешаться на уровне «взрослого конфликта», когда в проблеме разбираются равные — родитель и администрация школы. И, конечно, аккуратно выясняйте, чем живёт ваше чадо в соцсетях. Можете даже завести себе «левый» профиль в «ВКонтакте», чтобы знать, в каких группах он состоит и какой там контент. Многие группы, даже такие, как «Новосибирский кэжуал» и «Поясни за шмот», открытые — заходите, читайте, будьте в курсе подростковых трендов.

Госдума против

Недавно Госдума предложила блокировать в социальных сетях группы, где пользователей призывают издеваться над сверстниками из-за их внешнего вида. С такой инициативой обратилась к главе Роскомнадзора член комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова. Она привела в пример несколько случаев, когда в российских городах школьники подвергались травли из-за надетой на них одежды.

К примеру, в Нижнем Новгороде подрост­ка избили подписчики группы «Нижегородский кэжуал», где пользователи обсуждают одежду и бренды. «Очевидно, необходима системная и постоянная работа по выявлению существующих и новых создаваемых подобных сообществ с проведением тщательного ежедневного мониторинга интернет-страниц и оперативного реагирования на пропаганду в интернет-сети агрессии и насилия. Прошу обеспечить такой мониторинг и своевременную блокировку противоправных интернет-страниц», — заявила она.

Однако, какие бы инициативы ни рождались в Госдуме, уберечь своего ребёнка от буллинга и, главное, привить ему чувство стиля, индивидуальности и независимости от брендов должны родители. Потому что если мама регулярно постит логотипы своих шмоток в соцсетях — её дочь, скорее всего, пойдёт по тому же пути.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

13
comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg